SPQR - Antium Chronics

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » SPQR - Antium Chronics » Multa paucis » Быт


Быт

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Календарь

Календарь
Началом отсчета был год основания Рима (753 г. до нашей эры). Изначально Новый год праздновался в первый день весны - 1 марта. В этот день совершался обряд изгнания зимы - "старого Марса". По имени этого бога, второго, после Юпитеры, был назван месяц - март. Со 153 года до нашей эры Новый год стали отсчитывать с 1 января, потому что именно в этот день вступали в должность новые консулы.
Римляне приписывали создание календаря своему второму царю - Нуме Помпилию. Всего было 10 месяцев. За мартом шел апрель. Название этого месяца созвучно латинскому слову "apricus" - "тёплый". Третий месяц - май - был посвящен  богине земли Майе.
Четвертый месяц - июнь - был посвящен Юноне, супруге Юпитера, богине брака и материнства.
Эти четыре месяца - март, апрель, май, июнь - связанные с земледельческими работами, считались главными в году. Остальные месяцы носили только порядковые номера.
По отношению к марту сентябрь был седьмым (septimus), октябрь - восьмым (octavus), ноябрь - девятым (novem), декабрь - десятым (decimus). Пятый - квинтилий и шестой - секстилий (впоследствии эти месяцы были названы июлем и августом в честь Гая Юлия Цезаря и императора Августа).
Месяц, с которого начинался год стал именовать январем - в честь бога Януса, покровителя всякого начала, а месяц, следующий за ним - февралем, от слова "очищение" - "februarius", так как в этом месяце проводились очистительные жертвы.
Март, май, квинтилий и октябрь имели по 31 дню, остальные месяцы - по 29 дней, февраль - 28.
По чётным годам прибавлялся дополнительный месяц, включавший 22 или 23 дня. Так как добавочный месяц объявляли жрецы, они ловко сокращали или продлевали срок полномочий должностных лиц.   

Неделя
У римлян не было привычной нам семидневной недели.
Счет дням велся следующим образом.
Первое число месяца называлось Календами. День, деливший месяц на две равные части, назывался Идами (от глагола "iduere" - делить). В январе, феврале, апреле, июне, секстилили (августе), сентябре, ноябре и декабре они приходились на 13-ое число, а в остальных месяцах - на 15-ое. Девятый день до Ид назывался Нонами ("девятые"). В марте, мае, июле и октябре они приходились на 7-ое число, в другие месяцы - на 5-ое. Дни, предшествовавшие Календам и Идам, назывались "накануне". Так, 31 декабря было "днем, накануне Январских Календ".
Остальные дни месяца обозначались путем отсчета дней в обратном порядке. Например, 2 января считалось "четвертым днем до Январских Нон".
Необычный день был в феврале високосного года. Раз в четыре года римляне дважды отмечали 24-ое февраля - "шестой день до мартовских Календ". Еще этот день назывался "дважды шестой" - bissexyus, от него и произошло название "високосный".

Рабство

http://sf.uploads.ru/t/wrD3W.jpg
рабы прислуживают патрициям на пиру
В рабовладении Рима не было ничего от "мягкого" патриархального рабства Греции. Господин мог дать рабу любую работу, продать, жестоко наказать, убить. Если невольник убивал господина, то казни подвергались все рабы, находившиеся в доме - одни по подозрению в соучастии, остальные - за то, что не помешали преступнику.
Считалось, что лояльное отношение к рабам - не защита от преступного посягательства с их стороны. Плиний Младший писал: "Никто не может чувствовать себя спокойно, если он снисходителен и мягок к рабам. Господ уничтожают не по суду над ними, а по склонности рабов к преступлениям".
Большинство рабов не имело личной собственности - они трудились на земле хозяина, пользовались орудиями труда, ему принадлежавшими. Все, что производил раб, принадлежало хозяину.
Рабы стоили дорого, но во время удачных войн цена на них существенно падала и доходила до четырех серебряных денариев. В мирное время цена на сильного и здорового раба поднималась до 20 золотых монет. На эту же сумму можно было купить 300 литров зерна.
Отношение к рабам прекрасно иллюстрируют слова Цицерона о том, что существуют расы, предназначенные  для рабства, а также Катона Старшего, рекомендовавшего для получения большей прибыли дрессировать рабов, предназначенных для перепродажи.
Положение рабов было тяжелейшим, и естественно, что рабы ненавидели своих поработителей и мечтали о свободе. Государство направляло много сил для сдерживания невольников, разобщала рабов одной национальности и даже разрешило рабам одеваться так же, как римским гражданам. Рабам разрешалось посещать людные места, бывать в театрах, на праздниках, религиозных торжествах. Были упразднены медные ошейники с именем хозяина. Но се это было сделано только ради тог, чтобы рабов невозможно было определить в толпе, и они не знали бы, как их много и не помыслили бы о восстании.
Юридически, раб был приравнен к вещам и животным - участку земли, быку, плугу. Он не мог давать показания в суде или обращаться за помощью к трибунам.

Кто становился рабом
1. Жители завоеванных земель (Сирии, Греции, стран Малой Азии, Африки).
2. Свободные, попавшие в плен к пиратам.
3. Должник, не способный выплатить долг. Согласно "Законам XII таблиц", по истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы. Если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба, которого кредитор мог продать. Те же законы давали отцу право продавать в рабство своих детей.
Данный закон действовал одновременно с законом Петелия, принятым в IV веке до нашей эры, согласно которому римский гражданин не мог попасть в долговое рабство. Все имущество должника продавалось для возмещения долга, но сам гражданин сохранял личную свободу. Однако, на практике такой закон всегда благополучно обходили.
4. Государственный преступник. В Риме отдавать в руки палача можно было лишь рабов, поэтому человек, совершивший преступление против государства, переводился в разряд рабов и подлежал казни. Иногда такому рабу выносили "помилование" и направляли на пожизненную каторгу.
5. Свободная женщина, вступившая в связь с рабом. Если она после троекратного предупреждения господина не прекращала связи, то сама становилась рабыней того, кому принадлежал раб.
6. Рожденный от раба или рабыни.

Одежда

Тога являлась знаком римского гражданина.  Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу, а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась.
Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов (обожествленных предков), и полагается надевать парадную одежду. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало. Тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх, в суде и по другим официальным поводам, при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.
Разновидности тоги:
Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы.
Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Существовало три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры и консулы.
http://sf.uploads.ru/t/WlK1c.jpg
Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство римлян носило тунику днём и ночью. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники, у женщин длина туники была до до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались только для женщин.
Состоятельные римляне предпочитали белую тунику, крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами, которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине. У всадников: одна-две узкие пурпурные вертикальные полосы, примерно в 3 см шириной. На тунике сенаторов (длинней, чем обычная туника): одна-две более широкие полосы, около 10 см шириной и не подпоясывалась. Пурпурная полоса называлась "клавус". Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.
Светоний рассказывает, что зимой знатные люди надевали поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедняки.
Сто́ла являлась особой формой женской туники с короткими рукавами (иногда без рукавов), широкая и со множеством складок, доходившая до щиколоток. Внизу обязательно пришивалась пурпурная лента или оборка. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».
http://sf.uploads.ru/t/0iQgF.jpg
Различалась и одежда по случаю.
Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.
В термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», они служили женской спортивной одеждой, а не одеждой для купания.
http://sf.uploads.ru/t/WNiLU.jpg
Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом.Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета, обувь должна была быть того же цвета, что и покрывало. К украшениям относился прежде всего браслет. Жених надевал обычную белую тогу и венок.
Штаны считались одеждой варваров, и их носили только лишь в походах на север.

Обувь
Обувь делилась на сандалии, ботинки и сапоги. Мужчины носили обувь из кожи натурального цвета, женская обувь была разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь, украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие сапоги могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.

Сапоги

http://sf.uploads.ru/t/T2MRH.jpg

Сандалии

http://sf.uploads.ru/t/9plPc.jpg


ботинки

http://sf.uploads.ru/t/kATRY.jpg


Головные уборы
Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали капюшон, который прикреплялся к плащу или же просто набрасывался на плечи. Шерстяную шапку вольноотпущенников носили и простые люди. В городах шерстяные шапки можно было увидеть редко, за исключением сатурналий (празднество в честь Сатурна), когда такие шапки надевались как знак социального равенства. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца.
По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть край покрывала или платок, укреплённый на голове и ниспадавший складками на затылок и спину. Mitra (митра) представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, спереди она оставляла открытыми красиво убранные волосы. Римские женщины также носили головные сетки, обычно украшенные жемчугом и драгоценными камнями.

Украшения
Несмотря на законы, запрещавшие роскошь и осуждение пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.
Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца, украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы, серьги, браслеты - надевавшиеся на запястья и на плечи, ожерелья с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток и цепочки на бёдра. Броши-фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.
Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум (янтарь). Часто украшения изготовлялись из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью пользовался жемчуг, который в больших количествах завозился с Востока. Жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.
Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки.
Но модники из числа "золотой молодёжи" умудрялись носить по нескольку золотых колец, да еще надевать золотые браслеты, подобно женщинам.
Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц. Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: utere felix — «используй (его) счастливо» или amo te merito — «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь».

Секс в Риме

Лупана́рий — публичный дом в Древнем Риме, размещённый в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат. lupa) — так в Риме называли проституток.
О степени распространённости проституции в римских городах можно судить по примеру Помпей, где обнаружено 25—34 помещений, использовавшихся для проституции (отдельные комнаты обычно над винными лавками), и один двухэтажный лупанарий с 10 комнатами.
http://sf.uploads.ru/t/MKPlB.jpg
Подобные места старались не афишировать. С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков. Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой. Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый cuculus nocturnus (ночная кукушка), скрывал лицо благородного клиента борделя.
Обитательницы лупанариев принимали гостей в небольших комнатах, расписанных фресками эротического содержания. В остальном обстановка этих крохотных комнат была предельно проста, в сущности, это было одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом. По требованию властей все женщины лёгкого поведения носили приподнятые к груди и завязанные сзади красные пояса, называемые mamillare. Напротив входа располагалось отхожее место — одно на всех, а в вестибюле возвышался своеобразный трон, на котором восседала «мадам» — старшая lupa и привратница по совместительству. На верхнем уровне располагались «VIP-апартаменты», то есть салон и несколько комнат для похотливых граждан с кошельком потяжелее. Впрочем, удобствами не отличались и эти «номера». Они не имели окон и даже днём освещались фонарями.

фрески в лупанариях

http://sf.uploads.ru/t/VHjqB.jpg
http://sf.uploads.ru/t/uTDhE.jpg
http://sf.uploads.ru/t/9WcSL.jpg
http://sf.uploads.ru/t/RmNFy.jpg
http://sf.uploads.ru/t/YfBSn.jpg
http://sf.uploads.ru/t/Q6Y10.jpg

Одним из старейших кварталов проституции в Риме была Этрусская улица, на что указывало её название, поскольку этруски пользовались дурной славой за чрезмерное сладострастие. Главным центром бордельной проституции в Риме был квартал Субура, связывающий форум с восточной частью города. Местами сборных пунктов для уличной проституции и частью для устройства борделей являлись портики — галерея Помпея, портик Октавия, портик Марцелла, располагавшиеся на Марсовом поле, портик Ливия на Эскливине, колоннады при храме на Палатине. Часто посещался проститутками и сводницами храм Исиды на Марсовом поле, Юлианский форум и находившийся там храм Венеры. Частыми местами встреч клиентов с проститутками были театры, а также цирк, где, в отличие от театров, женщины могли сидеть среди мужчин.
В борделях проститутки не жили постоянно, а лишь приходили на определённое время, установленное законом. Каждая проститутка получала на ночь отдельную комнату с обозначенным на двери её прозвищем, внесённым в проституционные списки, или «титулом». Другая надпись указывала, занята ли комната.
Время посещения борделей начиналось в 3 часа пополудни и продолжалось до утра. Временные ограничения устанавливались законом, чтобы молодёжь не начинала посещать эти заведения уже с утра, пренебрегая гимнастикой.
Цена услуг проституток была различной; так, в Помпеях цена за один раз варьировала от 2 до 23 медных монет.
У женщин данной профессии был свой праздник — Виналии, который отмечался 23 апреля. В Риме его праздновали у Коллинских ворот (на холме Квиринал) и был посвящён богине Венере.
Римские законы, касающиеся проституции, строго проводили принцип регистрации и регламентации. Функции полиции нравов были возложены на эдилов (должностные лица из коллегии магистратов) , которые осуществляли надзор за кабаками, банями, борделями и проводили там обыски с целью выявления нерегламентированных проституток и раскрытия других злоупотреблений. Все женщины, занимавшиеся проституцией, были обязаны сами заявлять о себе эдилу, чтобы получить разрешение на это занятие, при этом их имена заносились в особую книгу. После записи женщина меняла своё имя. Из сочинений Марциала и надписей в Помпеях известны такие профессиональные имена проституток, как Дравка, Итонузия, Лаис, Фортуната, Лициска, Таис, Леда, Филенис и другие. Предписания закона касались и одежды. При регистрации и смене имени проститутки теряли право носить украшения, подобающие честным женщинам. В то время как матроны носили костюм под названием стола, проститутки носили более короткие туники и поверх них тоги тёмного цвета. Матроны, уличённые в прелюбодеянии, также носили тоги, но белого цвета. Впоследствии различия в одежде между проститутками и остальными женщинами сгладились.
Отдельно в категории проституток стоят куртизанки.
Куртизанки назывались bonae meretrices (благородные распутницы), что указывало на их более высокое совершенство в ремесле. Они также были танцовщицами, пели, умели играть на флейте, кифаре, являлись уважаемыми персонами. Клиентов они находили не сами, а через особых посредниц, называемых lenae, чаще всего постаревших бывших проституток. Куртизанки имели привилегированных (постоянных) любовников, а также, оказывали своё влияние на моду, искусство, литературу.
Занимались проституцией и женщины из благородных семей, причем, совершенно легально.
Во время празднества, посвященного богу Приапу, девушки вешали золотые венки на голову и половой член статуи, а после удовлетворялись с незнакомыми людьми.
В Риме девственность фактически доставалась мужу, но теоретически ее получал бог Мутинус: девушка перед замужеством садилась на колени статуи Мутинуса, показывая, что отдает девственность богу.
В Риме женщина уравнивалась с мужчиной в праве получать удовольствие от любви. Более того, считалось, что, не вкусив в полной мере эротического удовольствия, она никогда не родит здорового ребенка. Состоятельные дамы (вдовы, получившие имущество мужа, погибшего на войне) вслед за мужчинами отдались эротическому досугу. Оргия в бане с участием трех и пяти дам стала привычным мероприятием, что и запечатлевали в своих работах древнеримские художники.
Самое оскорбительное название проституток, на которое даже они обижались, - это «scrantiae». В дословном переводе - "ночной горшок".
В городе существовали дешевые постоялые дворы. Когда хозяин спрашивал приезжего, желает ли он комнату «с или без», то это означало «с девушкой или без». На счете постоялого двора, найденном в Помпеях, значилось: за вино – 1/6, за хлеб – 1, за жаркое – 2, за сено для осла – 2 и за девушку – 8 медных монет.
Помимо борделей потребности в сексе в Древнем Риме также удовлетворялись и в термах или банях. Начиналось обычно с того, что раб втирал масло в кожу клиента. Состоятельным посетителям бань всегда предлагались на выбор несколько мальчиков для обслуживания. Юноши из бедных семей здесь часто становились любовниками пожилых клиентов. Взамен они получали образование и продвижение по службе, как, впрочем, нередко происходит и в наши дни. В одном только Риме число бань с эротическими услугами к началу нашей эры было около ста.

Отношение к сексу
Секс в Древнем Риме не подразумевал под собой наличие каких-либо отношений между двумя партнерами. Мужчины и женщины могли заниматься им, когда хотелось. Не существовало никаких моральных или юридических обязательств между ними, и ничто не ограничивало количество сексуальных партнеров друг друга.
В Древнем Риме оральный секс был самой дешевой сексуальной услугой. Считалось нормальным, когда проститутка или мужчина более низкого социального статуса (раб или должник) удовлетворял партнера орально. Для остальных это было унизительным занятием. Так, например, свободно рожденным женщинам строго настрого запрещалось оказывать подобные ласки. Более того, оральный секс был даже более постыдным, нежели анальный. Древние римляне верили, что у исполнителей таких услуг присутствует дурной запах изо рта и их часто не приглашали за обеденный стол. Женщины, им занимавшиеся, считались в Риме "нечистыми", с ними не пили из одного бокала, их не целовали.
В Древнем Риме были широко распространены массовые оргии, известные всем как вакханалии. Эти праздники, открытые только для избранных, были посвящены богу Вакху, известному тем, что он изобрел вино и анальный секс.
Описание оргии в древнеримском романе Петрония "Сатирикон":
"... Рабыня вытащила из-за пазухи две тесьмы и связала ими нам руки и ноги... Девчонка бросилась ему на шею и, не встречая сопротивления, осыпала его бесчисленными поцелуями... Напоследок явился кинэд (продажный гомосексуалист) в зеленой одежде из мохнатой шерсти, подпоясанной кушаком. Он то терся о нас раздвинутыми бедрами, то пачкал нас вонючими поцелуями... Наконец Квартилла, подняв хлыст из китового уса и высоко подпоясав платье, приказала дать нам, несчастным, передышку...".

В те времена было широко распространено и скотоложество. Массовые публичные совокупления животных и людей в Древнем Риме являются уникальным феноменом в истории человечества. Звери были специально обучены такому спариванию. Если девушки или женщины сопротивлялись, то животное предпринимало попытку изнасилования. Для таких мероприятий тренировали разных зверей: быков, жирафов, леопардов и гепардов, диких кабанов, зебр, жеребцов, ослов, огромных собак, обезьян и других. Все эти животные совокуплялись с человеком как вагинально, так и анально.
Однако на однополые отношения между мужчинами в Риме существовали определенные табу. В частности, мужчина более высокого социального статуса обязательно должен был выполнять активную роль в сексе. В противном случае его публично высмеивали и изгоняли из высшего общества. Так, например, принадлежавший к знати пассивный гей сразу опускался на более низкий уровень, на котором находились актеры, гладиаторы и проститутки. Он лишался права участвовать в выборах или представлять свои интересы в суде.
Так же законом был запрещен инцест. Совершивший его карался смертной казнью.
В Древнем Риме также были и лесбийские отношения. К примеру, в самом начале весны в Риме справляли празднество Венеры Плодотворной. Замужние женщины и взрослые девушки отправлялись на гору Квиринал. Там находился чудовищных размеров фаллообразный идол, вытесанный из лимонного дерева. Женщины взваливали его себе на плечи и под пение эротических гимнов несли его в храм Венеры Эрицейской. Затем, в течение нескольких часов, они предавались в храме любовным играм, по окончании которых возвращали идол на прежнее место.
Секс завоевал и театральную сцену. Повсеместно в Риме устраивались представления акробатического секса, которым артисты занимались в самых невероятных позах. Такую сексуальную «разрядку» обычно показывали в перерывах между представлениями. Исполнители театрального секса были не менее популярны, чем серьезные артисты, а картинами их выступлений расписывали стены таверн.

Быт римлян

Быт древних римлян
некоторая информация взята с сайта http://romanum.0pk.ru/

Малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально — остров). В двух-трехкомнатные, тесные квартиры, лишенные даже очага, вели узкие лестницы и переходы. Инсулы были прообразом многоэтажной городской застройки европейских городов.
http://sf.uploads.ru/t/TWopB.jpg
Подобные конструкции были сооружены в основном из дерева, поэтому в них часто случались пожары, поскольку жильцы для обогрева разводили огонь прямо посередине комнаты. Нередко происходили обвалы зданий.

В индивидуальных домах, называемых домус, жили состоятельные граждане.
http://sf.uploads.ru/t/rCMvI.gif
Такие дома дошли до нас со множеством сохранившихся любопытнейших подробностей благодаря бесценным находкам в расчищенных от вулканического пепла Помпеях.
В Риме насчитывалось 1790 крупных дворцов - domus и 46620 insulae - где располагалась основная часть населения.
Комнаты домуса группировались (как и в греческих домах) вокруг атриума, открытого лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном для сбора дождевой воды. Кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален и столовая (иногда и несколько столовых).
В хорошую погоду ели в саду. Возлежание во время трапезы было принято, как и в Греции. Вокруг стола расставлялись три ложа, на каждом из них возлежало по три человека. Пирующих гостей обслуживали стоявшие сзади слуги, в то время как сервировка и перемена блюд делались с противоположной стороны стола. Парадные комнаты были высоки и просторны. Стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не. заслонялись, громоздкой мебели не было. Вообще предметов в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. Бесконечно разнообразными — большими и малыми, напольными и настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры — устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. Все предметы по мере надобности переносились с места на место, из комнаты в комнату.
Технология домашнего оборудования была примитивна — жаровни нагревались раскаленными углями, освещение было основано на нещадно коптивших масляных светильниках. Но вместе с тем во всем этом было много технической выдумки – приспособлений для подогрева напитков и пищи.

приспособления для подогрева напитков и пищи

Наиболее примечательное  приспособление — аутепса — античный самовар. В высоком, похожем на кувшин сосуде имелось две емкости: одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость же наливалась и выливалась при помощи черпака — крана у аутепса не было. В жару, кстати, вместо угля сосуд наполнялся привозимым в город льдом, и жидкость таким образом охлаждалась.
Существовал и более совершенный «самовар». В средней его части была устроена полость для угля с решеткой внизу для удаления золы и доступа.воздуха. Между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. Приоткрыв крышку, можно увидеть обе емкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости. Через специальное уширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же выпускался пар.
Приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость.
Треножник служил, в том числе, и для обогрева комнат.
а) переносная бронзовая печь, б) аутепса, в) приспособление для нагрева жидкости,
г) устройство для нагрева пищи, д) бронзовый канделябр, е) треножник.
http://sf.uploads.ru/t/W4qm1.jpg

Хорошо продуманной была кухонная посуда. Даже обыкновенное ведро было целесообразно во всех своих деталях: верхняя кромка, где большая вероятность смятия или изгиба, утолщена, и к этому утолщению шарнирно прикреплена ручка. До сих пор ведра делаются подобным же образом. Так же рациональны кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и носиком, чтобы легко можно было вылить содержимое. Для приготовления печений служили специальные формы и противни. Таким набором кухонной посуды можно пользоваться и сейчас.
Дома плебеев. Сельский житель, переселившись в город, принес туда и привычную планировку жилья, но город предъявил ему и свои требования. Он прежде всего был скуп на место; лепясь обычно на какой-нибудь возвышенности, сжатый тесным поясом стен, город берег каждый клочок земли. Новому горожанину приходилось считаться с этой скупостью: если он хотел сохранить в своем новом обиталище хотя бы маленькое пространство под цветник – италийцу трудно было жить без цветов и зелени, – он должен был экономить на жилой площади, и тут весьма кстати оказалось то обстоятельство, что большой двор в городе вовсе не нужен; превратить его в жилое помещение было и разумно, и практично. Над двором навели крышу, в которой оставили большой проем: вновь созданная комната (атрий) должна была оставаться для остального жилья тем же, чем был для сельской усадьбы двор – световым колодцем. Старая хозяйская горница оказалась как бы своего рода глубокой нишей, смотревшей на атрий: тут остались хозяйское ложе – lectus adversus ("ложе против дверей"), названное так по месту, где оно стояло, и ткацкий станок, который вскоре, однако, по недостатку света в этой комнате, передвинули подальше в самый атрий. Рядом с обеих сторон остались открытые помещения – прежние повети, получившие, а может быть, сохранившие старое название "крыльев" (alae), а за ними, по остальным трем сторонам атрия, расположились, как было и раньше, комнаты разного назначения.

Мебель
Формировался стиль мебели Древнего Рима под огромным влиянием Греции и Египта. Точнее даже сказать, что без этих предшествующих культур не было бы и древнеримской культуры в том виде, в каком мы ее знаем сейчас. Также оказывали влияние и культуры стран, завоеванных и присоединенных к Римской империи. Примеры характерной мебели того периода - скамья для двоих (бицеллиум), предназначавшаяся для особо заслуженных граждан; курульное кресло для высших чиновников (консулы, преторы) - табурет с ножками, перекрещивающимися в виде буквы "X"; кресло домохозяина и императорский трон (солиум), которые делали богато украшенными, с подлокотниками, на высоких ножках и ставили на небольшой постамент. Стулья со спинками называли катедрой. Столы, так же как в Греции, были очень низкими; вокруг стола ставили ложа (клинэ), на которых лежали во время трапезы. Стол и три ложа назывались триклиниумом. Так же называлась и комната, в которой обедали. Раскопки, проведенные в городах Геркуланума и Помпеи, дали богатейший материал для изучения мебели Древнего Рима. При общем сходстве с мебелью Греции древнеримская мебель (III в. до н. э.) перенасыщена украшениями с орнаментами, лепниной, резьбой. Бесконечные войны и тяга к роскоши не могли не отразиться на характере производства мебели. Основная тема орнаментов - военные трофеи. Основной материал мебели Древнего Рима – мрамор, дерево и бронза.

Водопровод
Древний Рим имел 7 холмов и 11 водопроводов. С VIII - I века до н. эр. жители города брали воду в колодцах, поскольку уже тогда вода в реке Тибр была загрязнена. В 312 году до н. эр. Сенат издал указ о сооружении устройств для подачи чистой воды в Рим. По мере того как город развивался, увеличивались и водопроводы. Длинна водопроводных труб, составляла от 20 до 80 километров. Они были также построены во Франции, Испании и по всей Северной Африке.
Вода в Рим доставлялась из соседних озёр и горных источников по наклонным каналам, покрашенным известью и накрытым мраморными плитами. У самих источников были созданы большие водохранилища, чтобы всегда иметь запас под рукой, а также для создания давления способствующего передвижению воды. Были сооружены двух-трёх этажные арки (акведуки) для переноса водопровода через реки и холмы.

Устройство города
Вокруг города возвышались каменные стены, отделявшие его от сельской местности. В центре города возводились здания общественного значения - политические, судебно-административные и религиозные центры. На соседних улицах находились сауны, рынки, библиотеки, рестораны, места для отдыха и развлечений, множество фонтанов и зелени.
Строение рынка имело полукруглую форму, в нем было несколько этажей. Например, рынок в Риме был шестиэтажным (правда, построен он был во II веке нашей эры). У входа располагалось 150 лавок, раздававших бесплатно муку для выпечки хлеба. Бесплатная раздача муки и хлеба происходила и у амфитеатра.
На верхних этажах торговали оливковым маслом, вином, овощами и фруктами, привезёнными из различных уголков Рима.

витрина в лавке сапожника

http://sf.uploads.ru/t/0PHGV.jpg

На четвёртом этаже продавали всевозможные пряности, также доставленные в Рим издалека.
На пятом этаже рынка находилась римская "милиция", а также благотворительные организации того времени. А на шестом - установлены два больших бассейна, один с пресной водой, другой - с морской, где плавали живые рыбы.
Рядом с общественными зданиями находился общественный туалет. Внизу были проведены канализационные каналы. В то время, конечно, не было туалетной бумаги и знатные римские вельможи использовали вместо неё мягкие перья и пух, вырванные с живых птиц, специально содержащихся при туалете для этой цели.

Жизнь в городе
Население Рима обладало довольно медлительным характером. А куда спешить? Особенно, когда почти половина дней в году - сплошные праздники. Во времена Римской Империи ежегодно отмечали 182 официальных праздников, к которым нужно добавить импровизированные декреты. В Риме устраивалось много театральных представлений. В перерывах между спектаклями зрители могли перекусить. Им подавали печёных лебедей, устриц, привезённых на лошадях за четыре дня езды из Англии, и экзотические фрукты.
Свой день древние римляне начинали с восходом солнца. Артельщики занимались ремесленными работами, богатые вельможи принимали слуг и беседовали с друзьями, а бедняки старались выпросить необходимую для них помощь.
Условия гигиены плебеев, так называли бедное сословие Рима, желало много лучшего - все отходы выбрасывали прямо через окно, а спали просто на полу, накрывшись импровизированными одеялами. Следует заметить, что днём в Риме был запрещён перевоз грузов, поэтому ночью улицы города наполнялись погрузочными колясками, шум которых мешал отдыху жителей столицы.
Работали древние римляне утром, а обед был перенесён на вечернее время и мог продолжаться всю ночь. Во второй половине дня (перед ужином) римляне отправлялись мыться. Для этого древние римляне посещали terme - своего рода бани с термальными водами, вход в которые был бесплатным или же стоил очень дёшево. Но существовали и роскошные заведения для знати, которые посещали также для чтения книг в библиотеках, обсуждения различных аргументов, просмотра театральных представлений, коммерческих сделок и сватовства своих детей. Не зная мыла, древние жители с успехом использовали бани, где чередовали воду горячих и холодных бассейнов, гарантируя тем самым гигиену собственного тела. Нужно отметить, что сауны до II века н. эр. были смешанными, их посещали, как мужчины, так и женщины.

термы

http://sf.uploads.ru/t/FjXeB.jpg
http://sf.uploads.ru/t/GIacn.jpg


В населенных пунктах было множество харчевен.

план харчевни и внешний вид при входе в харчевню

http://sf.uploads.ru/t/8YPcD.jpg

Что ели римляне

http://sf.uploads.ru/t/h9qYZ.jpg

Римляне ели четыре раза в день, не считая перекусов между основными трапезами.
Утром подавался завтрак (ientaculum/iantaculum), в обед (prandium) — второй завтрак, после обеда главный приём пищи — cena, и ужин вечеря - vesperna. Перекус назывался merenda, ранее так называлась вечерняя трапеза рабов, а впоследствии — всякое принятие пищи без особых приготовлений. Со временем, обеды становились все обильнее и продолжительнее, превращаясь в праздничные торжественные трапезы.
Завтрак. Завтрак являлся самым лёгким приёмом пищи римлянина и зависел от вида работы, распорядка дня и социального положения. Обычно завтрак проходил между 8—9 часами утра. Первоначально римляне употребляли на завтрак похожие на хлеб лепёшки из спельты с солью, яйцами, сыром, мёдом, а также иногда оливки, финики, овощи, в богатых домах также мясо и рыбу. К хлебу охотно потреблялась сырная смесь с чесноком, маслом, сельдереем, кориандром — моретум.

Моретум

Моретум состоял из сухого соленого сыра, чеснока, небольшого количества оливкового масла и уксуса, соли, зелени сельдерея, кориандра. Продукты растирались в мягкую массу, которая употреблялась со свежим хлебом. Закуска получила название, возможно, от чашки (лат. mortarium), в которой смесь приготавливалась.
Рецепт этого блюда известен не из античных поваренных книг, а из одноимённого стихотворения, возможно, Вергилия из так называемого Appendix Vergiliana. Это блюдо, согласно стихотворению, крестьянин ел на завтрак.

К напиткам на завтрак относилась вода, редко молоко и вино.
Обед. Этим словом у римлян назывался лёгкий обед или перекус в 12—13 часов. Подавались на обед холодные закуски - ветчина, хлеб, оливки, сыр, грибы, овощи и фрукты (финики), орехи. Обед был разнообразнее завтрака, но всё же не имел особой важности, поэтому некоторые римляне перекусывали стоя. Иногда в качестве обеда разогревалась пища, оставшаяся с ужина прошлого дня. В качестве напитка подавалось вино с мёдом. После обеда жарким летом начиналась, по крайней мере для представителей высшего сословия и солдат, сиеста (meridiatio) продолжительностью 1—2 часа. Школы и лавки также закрывались в обеденное время.
Ужин. В высших сословиях, представители которых не работали физически, было принято улаживать дела до обеда. После обеда завершались последние дела в городе, затем шли в термы, и между 14—16 часами начинался ужин. Иногда ужин затягивался до поздней ночи и заканчивался выпивкой.
Во времена царей и ранней республики во всех сословиях ужин был очень простым: состоял из каши из полбы — пульса. Приверженность к пульсу у римлян была такой, что их в шутку называли "кашееды".Самый простой рецепт такой каши: спельта, вода и жир или масло, иногда с добавлением овощей (например, недорогой капусты). Более богатые слои населения ели кашу с яйцами, сыром и мёдом. Изредка к пульсу подавали мясо или рыбу. Позднее для большинства населения ничего не изменилось, мясо подавалось лишь на праздники. Многие питались в дешёвых забегаловках или покупали еду на улице, так как не имели возможности готовить в узких квартирах в инсуле.
В республиканский период ужин среднего и высшего сословия состоял из двух частей: из главного блюда и десерта с фруктами и овощами. Подавалось вино, смешанное с водой и мёдом — мульсум (mulsum), которое, по словам Горация, промывало внутренности перед едой. Подавалась и закуска — promulsis. К закуске относились яйца куриные, утиные, гусиные, реже павлиньи. Подавались также фрукты в кислом соусе, солёные оливки в масле, а также приправленная пряностями паста из оливок, овощи, которые вызывали аппетит, такие как лук-порей, лук репчатый, огурцы, каперсы и кресс-салат. К другим закускам относились грибы, особенно цезарский гриб, белый гриб, шампиньоны, трюфели. Тушёные и засоленные улитки, моллюски в сыром виде или варёные, морские ежи и небольшая рыба также употреблялись в пищу. В конце существования республики подавались небольшие мясные закуски, например, червяков-сонь, которых выращивали в специальных ограждениях. Эти червяки считались весьма калорийным деликатесом. Существовала даже поговорка: "Жирный, как соня". Позднее к закускам стали подаваться также колбаски, рыба и фрикасе - тушеная под крышкой баранина с салатом и луком.
Главное блюдо (mensae primae, также caput cenae) состояло из мяса и овощей. В качестве мясных блюд подавались колбасы, блюда из свинины, варёная и жареная телятина, запечённая и фаршированная птица, дичь, позднее стала сервироваться и рыба. Гарнира в современном понимании не существовало, однако во всех сословиях хлеб употреблялся с тех пор, как римляне начали выращивать пшеницу. Только самые бедные, которые не имели печей, по-прежнему ели кашу. К различным блюдам подавался соус гарум и различные приправы.

Гарум

Гарум (также лат. liquamen) — рыбный соус в древнеримской кухне, популярный среди всех сословий Рима. Согласно поваренной книге Апиция I века н. э., гарум входил в состав большинства рецептов (Апиций употребляет второе название соуса — liquamen, которое означает «жидкость»).
Соус приготавливался методом ферментации мелкой рыбы, которую иначе приходилось бы выбрасывать. Чаще всего использовались анчоусы (хамса), тунец, скумбрия, иногда моллюски в сочетании с ароматическими травами. Ферментация проводилась в больших каменных ваннах под действием солнца в течение 2—3 месяцев. В соус также добавлялись уксус, соль и оливковое масло, перец или вино, и употреблялся он как приправа к различным блюдам. Гарум также считался лекарственным средством и применялся при укусах собак, нарывах, поносе.
Из-за сильного специфического запаха приготовление гарума в городах было запрещено. Готовый соус запечатывался в маленькие глиняные сосуды и в таком виде поставлялся в римские провинции. В некоторых регионах гарум полностью заменял поварам соль.
Одним из основных поставщиков гарума в Римской империи был город Ликсус.
http://sf.uploads.ru/t/6TXOz.jpg
Мозаичное изображение сосуда с "лучшим гарумом".

На десерт (mensae secundae) в конце ужина подавались свежие фрукты и сухофрукты, орехи, выпечка. Ранее употреблявшиеся как десерт устрицы стали со временем частью закусок. Немаловажную роль играли пироги, часто изготовлявшиеся из пшеницы с мёдом.

0

2

Римские имена
Мужские имена

Полное римское мужское имя обычно состояло из трёх компонентов: личного имени, или преномена (praenomen), родового имени, или номена (nomen), и индивидуального прозвища или наименования ветви рода, когномена (cognomen).
Римляне использовали небольшое количество личных имен. Все они имели древнее происхождение, поэтому значение большинства из них было забыто.

дичные имена

Appius - Аппий.  По преданию, это имя произошло от сабинского Atta и в Рим было принесено родом Клавдиев.
Aulus - Авл
Decimus - Децим. Архаическое Decumos, от порядкового числительного «десятый».
Gaius - Гай
Gnaeus - Гней
Kaeso - Кезон
Lucius - Луций
Mamercus - Мамерк. Имя употреблялось только в роду Эмилиев.
Manius - Маний
Marcus - Марк
Numerius - Нумерийя
Publius - Публий
Quintus - Квинт. От порядкового числительного «пятый».
Servius - Сервий
Sextus - Секст. От порядкового числительного «шестой».
Spurius - Спурий. Означает «внебрачный».
Titus - Тит
Tiberius - Тиберий

мальчик получал имя на седьмой или восьмой день от рождения. Существовала традиция давать личные имена только первым четырем сыновьям, остальные шли под порядковыми номерами.
С 230 года до нашей эры постановлением Сената было закреплено, чтобы старший сын в роду носил имя своего отца.
В некоторых родах употреблялось ограниченное число личных имён. Например, у Корнелиев Сципионов были только Гней, Луций и Публий, у Клавдиев Неронов — только Тиберий и Децим, у Домициев Агенобарбов — только Гней и Луций.

Родовое имя

Родовое имя было названием рода и соответствовало современной фамилии. Указывалось в форме прилагательного мужского рода и оканчивалось на -ius: Tullius — Туллий (из рода Туллиев), Julius — Юлий (из рода Юлиев).
Общее число родовых имен доходило до тысячи. Большинство родовых имен имеет столь древнее происхождение, что значение их забыто. Только некоторые имеют определенный смысл: Asinius от asinus (осел), Caelius от caecus (слепой), Caninius от canis (собака), Decius от decem (десять), Fabius от faba (боб), Nonius от nonus (девятый), Octavius от octavus (восьмой), Ovidius от ovis (овца), Porcius от porca (свинья), Septimius от septimus (седьмой), Sextius и Sextilius от sextus (шестой), Suillius от suilla (свинина).
С I века до н. э. лица, завладевшие верховной властью, стали обосновывать свои права на власть происхождением от древних царей и героев. Юлий Цезарь, например, указывал, что его род по отцу восходит к богам: Юпитер — Венера — Эней — Юл — род Юлиев, а по матери к царям: от Анка Марция происходили Марции Рексы (лат. rex «царь»).

Прозвище

Индивидуальное прозвище, данное некогда кому-либо из представителей рода, часто переходило на потомков и становилось названием семьи или отдельной ветви рода: Cicero — Цицерон, Caesar — Цезарь. Например, к роду Корнелиев принадлежали семьи Сципионов, Руфинов, Лентулов и т. д. Наличие когномена не обязательно и в некоторых плебейских родах (у Мариев, Антониев, Октавиев, Серториев и др.) личные прозвища, как правило, отсутствовали. Однако отсутствие когномена было исключением из правил, так как многие роды Рима были столь древнего происхождения, что каждый из них насчитывал по несколько ветвей.
Так как личное имя отца переходило к старшему сыну, то для того, чтобы отличить сына от отца, приходилось употреблять третье имя. В надписях встречаются Луций Сергий Первый, Квинт Эмилий Второй; в одной надписи дед, сын и внук именуются Квинт Фульвий Рустик, Квинт Фульвий Аттиан и Квинт Фульвий Каризиан.
Когномены возникли значительно позднее, чем личные и родовые имена, поэтому значение их в большинстве случаев понятно. Они могут говорить о происхождении рода (Фуфии переселились в Рим из кампанского городка Cales и поэтому имели когномен Calenus), о памятных событиях (в плебейском роду Муциев появился когномен Scaevola (левша) после того, как в 508 до н. э. во время войны с этрусками Гай Муций сжёг свою руку на огне жаровни, чем привел в трепет врагов и их царя Порсенну), о внешности (Crassus — толстый, Laetus — тучный, Macer — худой, Celsus — высокий, Paullus — невысокий, Rufus — рыжий, Strabo — косоглазый, Nasica — остроносый и др.), о характере (Severus — жестокий, Probus — честный, Lucro — обжора и др.).

Женские имена

С женщинами все было гораздо проще. имен им не давали вовсе. Все женщины в одном семействе носили одно имя - имя своего рода. так, в семье Юлиев все женщины были Юлии, в семье Агриппы - все особы женского пола были Агриппины, в семье помпониев - Помпонии и так далее. Чтобы хоть как-то различать их, женщинам давались вторые имена-числительныев зависимости от очередности рождения: Прима (Первая), Секунда (Вторая), Терция (третья), кварта (Четвертая), Квинта (Пятая) и так далее. САмую младшую могли называть Минор (Minor). Таким образом, сестер могли звать Юлия Прима, Юлия Секунда, Юлия Терция. Выходя замуж, женщину продолжали называть именем ее семьи - Агриппина, Помпония, Сервия.
Бывали у женщин и личные прозвища, но очень редко. Иногда знатные женщины к имени рода прибавляли и прозвище своего отца. Например, дочь Квинта Цецилия Метелла Кретика могла зваться не просто Цецилией (по родовому имени), но и Цецилией Метеллой, используя индивидуальное прозвище отца.

Имена рабов

В древнейшие времена у рабов индивидуальных имён не существовало. давать рабу имя было столь же бессмысленно, как давать имя стулу или столу. Но с развитием рабовладения возникла необходимость в личных именах для рабов. Чаще всего рабы сохраняли то имя, какое носили, когда ещё жили как свободные люди. Очень часто римские рабы имели имена греческого происхождения: Александр, Антигон, Гиппократ, Диадумен, Музей, Фелодеспот, Филокал, Филоник, Эрот и др. Греческие имена иногда давали рабам-варварам.
Имя раба могло указывать на его происхождение или место рождения: Dacus — дакиец, Corinthus — коринфянин, Сир (уроженец Сирии), Галл (уроженец Галлии), Фрикс (из Фригии); встречаются в надписях рабы с именем Перегрин (Peregrinus) — иноземец.
Также рабам давали имена мифических героев: Ахилл, Гектор; названия растений или камней: Адамант, Сардоник и т. д. Вместо имени раб мог иметь прозвище «Первый», «Второй», «Третий».
Известно, что рабская доля в Риме была очень тяжелой, однако это никак не отразилось на именах рабов, у которых нет издевательских кличек. Напротив, у рабов встречаются имена Felix и Faustus (счастливый). Очевидно, эти прозвища, становившиеся именем, получали только те рабы, жизнь которых сложилась сравнительно удачно. В надписях упоминаются: Фауст, пекарь Тиберия Германика, и Фауст, заведующий парфюмерной лавкой своего хозяина Попилия, Феликс, ведавший украшениями Гая Цезаря, другой Феликс, управитель владениями Тиберия Цезаря, и ещё один Феликс, надсмотрщик в шерстоткацких мастерских Мессалины; дочери одного раба из дома Цезарей звались Фортуната и Фелица.
Неоднократно у рабов встречается имя Евгений - Ingenus или Ingenuus (свободнорожденный). У рабов, родившихся в рабстве, бывают имена Виталий - Vitalio и Vitalis (живучий).
Не было никаких твердых правил в отношении имен рабов. Поэтому при покупке раба в официальном документе его имя сопровождалось оговоркой «или каким бы другим именем он ни назывался».
В надписях после имени раба указывается имя господина в родительном падеже и характер занятий раба. После имени господина стоит слово servus (раб) всегда сокращенно ser, очень редко s. Слово «раб» часто совсем отсутствует, его нет у рабов, принадлежащих женщинам. Например, Euticus, Aug(usti) ser(vus), pictor — Эвтик, раб Августа (императорский раб), живописец; Eros, cocus Posidippi, ser(vus) — Эрот, повар Посидиппа, раб; Idaeus, Valeriae Messalin(ae) supra argentum — Идей, казначей Валерии Мессалины.
Проданный раб сохранял родовое имя или когномен своего прежнего господина в измененном виде с суффиксом -an-: Philargyrus librarius Catullianus — Филаргир, писец, купленный у Катулла.

Имена вольноотпущенников

Вольноотпущенник (т. е. раб, получивший свободу) приобретал личное и родовое имена бывшего господина, который словно бы становился его отцом, а своё прежнее имя сохранял как индивидуальное прозвище. Так, секретарь Цицерона Тирон, освободившись от рабства, назывался: M. Tullius M. libertus Tiro — Марк Тулий отпущенник Марка Тирон. Раб по имени Апелла, отпущенный на свободу Марком Маннеем Примом, стал называться Марк Манней Апелла. Рабыня Басса, отпущенная Луцием Гостилием Памфилом, получила имя Гостилия Басса. Луций Корнелий Сулла отпустил на волю десять тысяч рабов, и все они стали Луциями Корнелиями.

0


Вы здесь » SPQR - Antium Chronics » Multa paucis » Быт


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно