http://sf.uploads.ru/t/jFGnZ.jpg
http://sf.uploads.ru/t/wLaiF.jpg
Гладиаторы
Основной причиной гладиаторских игр являлся заимствованный у этрусков погребальный обряд. Потенциальные жертвы человеческих жертвоприношений — не только рабы, но и свободные — должны были с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Многие рабы добровольно старались попасть в школу гладиаторов, так как сражаясь на арене и завоевывая уважение публики, они могли завоевать себе свободу. Нередко рабы затевали драки между собой, чтобы таким образом показать свою силу перед центурионами. В школе гладиаторов новичков ожидали суровые тренировки, многие не справлялись с тяжелой нагрузкой.
В 106 г. до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 г до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.
http://sf.uploads.ru/t/nqsFR.jpg
Женщины-гладиаторы
Существование женщин-гладиаторов подтверждает закон, принятый Сенатом в 11 году нашей эры, запрещающий свободнорожденнным женщинам до двадцати лет и свободнорожденным мужчинам до двадцати пяти лет участвовать в гладиаторских боях.
Несмотря на низкий социальный статус гладиаторов - все они, как правило, были рабами и считались людьми позорной профессии - одновременно они были и героями, и объектами для подражания, и кумирами. Если это покажется странным, вспомните о наших поп-звездах. Мы смеемся над ними, считая клоунами, но тем не менее, они собирают аншлаги, раздают автографы, и приглашают на праздники для высокопоставленных лиц. Примерно, такое же отношение было и к гладиаторам.
Кроме законов, подтверждающих наличие женщин-воительниц (как рабынь, так и свободных, появившихся на арене по собственной воле), есть еще многочисленные свидетельства римских сатириков, насмехающихся над женами и девами, которые "пыхтя и потея"  размахивают мечом, мечтая о славе Геракла.
Отмечается, что «женщин-гладиаторов было немного, и чаще всего они выступали в качестве пегниариев, веселящих публику, нежели гладиаторов, сеющих смерть». При этом смешанные поединки между разнополыми гладиаторами не допускались.
Была найдена и плита-барельеф с изображением женщин, сражающихся в экипировке гладиаторов, с мечами и щитами, но без головных уборов.
В надписи, найденной в одной из римских школ гладиаторов, упомянута некая Валерия Иукунда (Valeria Iucunda), судя по всему, ученица данной школы, прожившая 17 лет и 9 месяцев.
Гладиаторов набирали из различных источников. Многие мужчины захватывались в качестве военной добычи, а женщины - в качестве пленниц. Другие бойцы арен набирались из осужденных судом заключенных, рабов и, часто, как ни странно, из удачливых ловеласов. Хотя такой вид наказания влек за собой потерю свободы, это было гораздо лучше немедленного обезглавливания или медленных пыток до смерти. После нескольких лет успешных выступлений гладиаторшам давали возможность обрести свободу. В Риме несколько осужденных женщин, совершивших различные преступления (от убийств до поджогов, от грабежей до внебрачных связей) были помилованы после нескольких сезонов проявленной ими безоговорочной смелости в амфитеатрах.

Школы гладиаторов
Множество гладиаторских школ существовало вокруг Капуи, где тренировалось большинство бойцов арены. Эти школы были известны под названием "луди гладиатори". Ученики этих школ принадлежали "ланистам" - хозяевам, которые покупали, продавали и "арендовали" бойцов. Некоторые богатые дамы высшего римского общества содержали большие конюшни с гладиаторами и гладиаторшами, тратя огромные деньги на обучение этих невольников технике рукопашного боя. В связи с тем, что это "имущество" часто убивали в "спектаклях", легко понять, что "текучесть кадров" была очень высокой. Несмотря на то, что в этих школах поддерживалась жесточайшая дисциплина и наказания - от жестоких порок до полного увечья, девушки-бойцы питались гораздо лучше, чем их менее удачливые сестры-заключенные. Здоровые бойцы обычно имели более сытный паек - естественно, большое значение придавалось хорошему питанию и плотной упитанности, что было делом чести и престижа школ и их хозяев. Медики постоянно следили за правильной диетой. Они ухаживали за ранеными в тренировочных боях. В каждой школе имелись квалифицированные массажисты, содержащие тела бойцов в должном виде. Внимание обращалось на одно - вырастить супербойцовых животных, которые хорошо проявили бы себя на арене. Интенсивность ежедневных занятий была очень высокой. Новички тренировались с деревянными мечами на макете или соломенной фигуре. Иногда использовались живые модели - из числа наказанных. Чтобы удостоиться этой сомнительной чести достаточно было получить всего три взыскания в течение тренировочного периода. За каждое взыскание, кроме того, полагалось 39 ударов хлыстом. Некоторые методы обучения были весьма хитроумными. Например, используемое на тренировках оружие было тяжелее того, что применялось на аренах, чтобы в реальном бою меч или трезубец казались легче. Женщины тренировались с тяжелыми цепями на щиколотках; с повязкой на глазах; с одной рукой, закрепленной за спиной; на коленях или сразу после часового безостановочного кругового бега по гаревой дорожке. Все это было частью стратегии, заключавшейся в том, чтобы в реальном бою бойцам, не имеющим этих неудобств, было бы легче сражаться, и, когда дойдет до настоящего дела, они смогли бы действовать более проворно и эффективно. Девушек специально обучали сражаться левой рукой, поскольку большинство противников-мужчин были правшами, а противник-левша выбивал их из привычной колеи. Осужденная женщина своей жизнью была во многом обязана тому, что она обучалась отбиваться и делать выпады слева. Но жизнь этих Ахиллесок была очень тяжелой. Ученики жили в приютах подобно обычным рабам. Казармы Нерона в Помпеях, к примеру, имели кухню, темницу и 71 спальню без окон площадью 10 - 12 квадратных фута (~1 м2). Потолки были так низки, что ученики могли только сидеть или лежать, когда были свободны от занятий. Хотя большинство из них не знало ничего, кроме убийства и резни, пока они сами не были убиты, они все-таки гордились своей доблестью, своими учителями и даже самой школой. Например, "степень", полученная в школе "Пранесте" по престижности была сродни дипломам Гарварда и Йеля [престижные американские университеты]. Не надо думать, однако, что все ученики были довольны своим жребием. Многие пытались убежать и иногда кончали жизнь самоубийством. По окончании инструктажа, новоиспеченные гладиаторы начинали свою короткую, но славную карьеру.
Кровавые события в их жизни происходили одно за другим до самой смерти. И оценивалась их жизнь воплями толпы на трибунах и галереях. Представление обычно открывалось парадом участников, одетых в праздничные одежды, в которых они должны были выступать. Некоторые бойцы сражались в тяжелых доспехах, многие - в легкой одежде, иногда раздевались до пояса и очень редко - полностью догола. В боях использовались все типы холодного оружия: длинные мечи, трезубцы, кинжалы, ятаганы, длинные копья, топоры, камни в праще или в металлической сетке.
Для того, чтобы тело было скользким, гладиаторы натирались особой мазью из воска  - церомой.
И конечно, самым кульминационным моментом был тот, когда один из бойцов получал ранение. Тогда наэлектризованная толпа могла начать кричать: "Хабет!" (кончай с ним). Согласно строгим правилам, в этот момент гладиатор обязана был откинуть щит и оружие, пасть на спину и поднять один палец левой руки в знак моления многоярусной аудитории о снисхождении. Толпа могла знаками показать, что желает пощады - либо маханием платочками, либо поднятыми верх большими пальцами. Но если зрители указывали большими пальцами вниз, это означало, что они желают финального смертельного удара. В этом случае, победитель должен был вонзить оружие либо в ту же рану, либо в грудную клетку побежденной. На некоторых аренах служитель должен был ударить павшего тяжелой колотушкой по лбу - своего рода "удар милосердия". Затем труп убирали с арены, чтобы освободить место следующему представлению.
Однако, некоторые историки считают, что знаком смерти был выставленный палец. Вверх ли, вниз - не было разницы. А знаком помилования был взмах платком, аплодисменты, крики-пожелания, или просто спрятанный большой палец в кулак.
Также многие исследователи приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.
Таков был спорт в древнеримские времена. Резня не ужасала жестокосердную толпу. С рассвета до заката продолжалась эта бойня, а к ночи песок арены был буквально пропитан кровью. И не имело значения, знаменита ли жертва или нет, потому, что всегда были другие, готовые занять место убитого.
Жизнь гладиаторов, особенно - гладиаторов-женщин, всегда казалась обывателям заманчивой, красивой, романтичной, что было весьма и весьма далеко от реальности. Например, приведу статью некого Данвуди Холла о "Величайшей девушке-гладиаторше":
"Очевидно, что величайшей девушкой-гладиатором тех времен, а, возможно, и самой прекрасной за все времена, была Герардеска Манутиус, убийца-амазонка, зарезавшая на арене более 200 соперников обоего пола, пока ее саму не прикончили. Герардеска, пламенная красавица с черными, как смоль волосами и идеально пропорциональным торсом, радовала каждого болельщика в Риме. Она попала на арену за год до своей гибели, сразу, став знаменитостью. Двадцативосьмилетняя беглая рабыня, она была среди 90000 рабов, объединившихся под командованием прославленного Спартака, взбунтовавшегося гладиатора, сбежавшего из школы в Капуе и прятавшегося на горе Везувий. Будучи проституткой в повстанческой армии Спартака, она находилась в его отрядах, когда они двигались к Альпам, и потом, когда они пытались грабить богатства Вечного города. Герардеска брала уроки борьбы с мечом и быстро стала опытной единоборкой и рукопашным бойцом. В яростной битве при Лукании в 71 г. н.э., в которой Спартак был убит, Герардеска была захвачена в плен Марком Люцинием Крассом, который приказал распять ее вместе с 6000 беглыми рабами. Но позже генерал Красс изменил свое решение в отношении прелестной бронзовокожей Герардески в тот самый момент, когда она была уже прикована к кресту около Аппиевой дороги. Он провел с ней ночь в своей палатке. На другой день он послал ее в Капую для обучения гладиаторскому искусству с надеждой на то, что однажды она смогла бы обрести свободу. У Герардески не было трудностей с освоением основ гладиаторских боев; в течение нескольких недель ей организовали первый бой, сопровождавшийся ажиотажем, связанным с тем, что она была протеже Красса. За каких-то пять минут сражения она убила своего соперника, мускулистого, татуированного Трасиана из северной Греции. Кровожадная и простецкая публика обалдевала от блеска двух сильных тел, обнаженных до пояса и двигающихся под жарким солнцем. Бой длился не очень долго, и приветственный гром потряс амфитеатры, когда кривой ятаган на несколько дюймов вошел в пах Трасиана. Герардеска поймала его на ловком обманном приеме. Но, как это случается со всеми кровавыми мастерами, выходящими на арену, она была обречена на смерть. В течение 11-ти месяцев Герардеска уничтожала всех своих противников, включая лучших в этом деле бойцов-мужчин, а убита она была в схватке с двумя карликами. Во время боя один из карликов зашел девушке за спину и воткнул свой трезубец прямо ей в почки. Она ушла как благородная дама, а мужчины в пурпурных тогах криками выражали радость за несчастных карликов. Хотя она была всеобщей любимицей, казалось, весь Колизей направил свои большие пальцы вниз. Раненая гладиаторша, в соответствии с правилами, откинулась на спину и лежала, мучаясь от боли. Она подняла палец левой руки, а два воина-карлика вогнали свое трезубое оружие ей в живот и грудь, чтобы окончательно прикончить ее. Вот так все было кончено, и разорванное тело Герардески было утащено с арены, грубо и бесцеремонно спущено с лестницы в мрачный вестибюль и брошено в угол на кучу собранных за день дряблых жертв.
Так проходит слава мира! ("Sic transit gloria mundi")".

Рассказано очень красочно, но неправдоподобно. Сразу бросаются в глаза многочисленные подробности эротического характера, призванные возбудить интерес у читателя, странное имя беглой рабыни (у рабов вообще не было имен, а тут еще и двойное, как у вольноотпущенницы), да и просто здравый смысл - женщина 28 лет, после нескольких месяцев тренировки убивает мужчину-гладиатора. Да и убить на арене двести человек менее, чем за год вряд ли получилось бы. Гладиаторы сражались на арене примерно два-три раза в год. Тут хотя бы трех-четырех одолеть.

Классификация, экипировка и вооружение гладиаторов
Андабат (от греческого слова «άναβαται» — «поднятый, находящийся на возвышении») - разновидность гладиаторов, которые были одеты в шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом без возможности видеть друг друга
Бестиарий: Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого.
Бустуарий: Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
Димахер (от греческого «διμάχαιρος» — «носящий два кинжала»). Использовали два меча, по одному в каждой руке
Эквит («всадник»): В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями.
Галл: Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы — «esseda»). Был вооружен луком и стрелами, иногда - топором. Расстреляв стрелы, обязан был спешиться и применить оружие ближнего боя. В произведениях римских сатириков упоминаются женщины-эсседарии.
Гопломах (от греческого «οπλομάχος» — «вооружённый боец»). Мурмиллон с копьем. Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны.
Лаквеарий («боец с лассо»): Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.[2]
Мурмиллон: Носили беотийский шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos» — «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, понож на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки наверху ступни.
Были вооружены гладиусом (40—50 см в длину) и большим прямоугольным щитом римских легионеров (scutum).
Основным противником мурмиллонов были фракийцы, ретиарии, иногда также они выступали против гопломахов (чаще всего на западе Римской империи).
Такое же снаряжение и одежду, за исключением другого типа шлема, носили и секуторы. Вес снаряжения составлял 15—18 кг. Мурмиллонов часто называли галлами, а их вооружение галльским, так как этот вид гладиатора исторически представляли плененные бойцы из Галлии.
Пегниарий: Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
Провокатор («соискатель»): Мурмиллон с большим щитом. Провокаторы упоминаются уже в позднереспубликанский период. Со времён империи сохранились многочисленные надписи, упоминающие этот вид гладиаторов. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинный понож на левой ноге (ocrea), манику на руке, в которой гладиатор держал меч (manica), и римско-кельтский шлем с козырьком, без полей и гребня. Грудь провокатора защищала кираса (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и средний по размеру прямоугольный щит (scutum). Снаряжение провокатора весило 12-15 кг. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами и лишь одна надпись свидетельствует о бое с мурмиллоном.
Ретиарий («боец с сетью»): Появились на заре Империи. Снаряжение этого гладиатора должно было напоминать рыбака, его вооружение состояло из сети, которой он должен был опутать противника, трезубца и кинжала, а доспехи ограничивались наручем и наплечником, который закрывал плечо и левую часть груди. Ретиарий был одет в традиционный вид нижней одежды (subligaculum), удерживаемой широким кожаным поясом, иногда — в легкую тунику. Ретиарий традиционно выставлялся против секутора — гладиатора с мечом и щитом.
Ретиарий был одним из легковооруженных бойцов, вес его экипировки составлял 7-8 кг (2-3 из них приходились на сеть).
Рудиарий: Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями. Некоторые из рудиариев продолжали выходить на арену и бои с их участием были более популярны, чем сражения рабов-гладиаторов. Это связано с тем, что вольноотпущенники, выжившие на арене, обладали значительным опытом боев и были известны зрителям. Соответственно, получив свободу, такие гладиаторы получали значительно большую оплату, участвуя в боях, по сравнению с теми, кто оставался работать на должностях вспомогательного персонала.
Самнит: самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв.
Секутор. Мурмиллоны с шаровидным шлемом с маленькими отверстиями для обзора. Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус.
Их шлем закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца соперника. Шлем был почти круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него. Из одежды секутор носил набедренную повязку и ремень
Скиссор («тот, кто режет», «режущий») — гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником.
Тертиарий (также назывались «Suppositicius» — «заменяющие»): В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора.
Фракиец: Фракийцы экипировались доспехами, отличавшимися от доспехов прочих гладиаторов: они имели набедренную повязку, пояс, доспех для предплечья, большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном (мифическим существом — наполовину львом, наполовину орлом) на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит и два больших поножа. Их оружием был небольшой фракийский кривой меч — сикка, длиной около 34 см., который был коварным оружием, поскольку позволял неожиданно подрезать слабо защищенные обратные части рук и ног. Являлись подвидом мурмиллона. Противниками выступали, обычно, также мурмиллоны, но других специализаций — гопломахи (мурмиллон с копьем), провокаторы (мурмиллоны с большим щитом), реже ретиарии (оружие — трезубец и сеть) или секуторы (мурмиллоны с шаровидным шлемом с маленькими отверстиями для обзора).
Венатор: Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии.
Прегенарий: Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело.

Отредактировано Antium (2015-01-05 09:20:29)