Учитывая, что римская культура представляла собой смешение разных культур (греческой, этрусской, латинской и проч.), то же самое произошло и с религией. В Риме поклонялись латинизированным греческим богам, модифицированным этрусским, возведенным в божественный ранг героям латинских мифов, предкам. Также существовали и иностранные культы - Изиды (Египет), Кибела (Фригия), Митра (Малая Азия).

Главными римскими богами считались Юпитер, Марс и Квирин, регламентировавшие три важных жизненных аспекта - религиозный, военный и хозяйственный.
Юпитер. Как и его греческий предшественник, был богом неба, дневного света, грозы, отцом богов, верховным божеством. Супруг богини Юноны. Почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды.
Храм Юпитера стоял на Капитолии.
Марс. Первоначально считался родоначальником и хранителем Рима. В Древней Италии Марс был богом плодородия, считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса, уже как бога войны, был сооружен на Марсовом поле, вне стен Рима, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.
От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.
Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище римского царя — регии. Там же находились двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба во времена царя Нумы Помпилия, а потому считался залогом непобедимости римлян. Остальные одиннадцать щитов были изготовлены по приказу царя как точные копии упавшего с неба, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинный. Отправляясь на войну, полководец приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу. Самопроизвольное движение копья и щита считалось предзнаменованием страшных бед.
Женой Марса была малозначительная богиня Нерио (Нериене), которую отождествляли с Венерой и Минервой. Рассказывают, что однажды Марс влюбился в Минерву и обратился к престарелой богине Анне Перенне с просьбой выступить в роли свахи. Спустя некоторое время Анна Перенна сообщила ему, что Минерва согласна стать его женой. Когда же Марс отправился за невестой и поднял вуаль представленной ему богини, то обнаружил, что перед ним не Минерва, а старуха Анна Перенна. Остальные боги долго потешались над этой шуткой.
Священными животными Марса считались волк, дятел, конь, бык.
Квирин. (сабинск. Quirinus — копьеносный) — один из древнейших италийских и римских богов.
Квирин первоначально был божеством сабинян, впоследствии стал почитаться, как сын Марса.

о племени сабинов

Саби́ны, или саби́н (лат. Sabini — ед. число Sabinus) — народ италийской группы (италики), язык которых находился в ближайшем родстве с оскским и умбрским языками, и в более отдалённом — с латинским языком. Жили в античной Италии до основания Рима, на территории современных административных районов Лацио, Умбрия и Абруццо, предгорья Аппенин к северо-востоку от Рима, этот регион также называется Сабина.
Часть сабинов, обитавших на холмах Рима, сыграли большую роль в образовании римской народности и формировании их религии. Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств сабинянок, чтобы взять себе в жены. Примерно через год армия сабинов подошла к Риму, чтобы освободить пленниц, но те вышли на поле боя с младенцами от новых мужей на руках и добились примирения сторон.
В 290 год до н. э. племя было окончательно покорено римлянами, а в 268 году до н. э. сабины получили римское гражданство.
Впоследствии сабины быстро утратили свой язык и латинизировались.

Культ Квирина привнесён в Рим сабинскими переселенцами, заселившими Квиринальский холм. Первоначально был богом войны, подобным Марсу. В более позднее время идентифицировался с Ромулом, первым римским царём. В начальный период истории Римского государства Квирин, вместе с Юпитером и Марсом, входил в триаду главных римских богов, каждый из которых имел своего Верховного жреца. Праздник бога Квирина — Квириналии — устраивался 17 февраля.
Одно из наименований римских граждан — квириты — происходит от имени бога Квирина.
Юнона. Супруга Юпитера. Богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. На изображениях Юнона всегда прикрыта одеждой с ног до головы, только лицо, часть шеи и руки обнажены. Она изображалась в доспехах, в шлеме, с копьем в руке. Она высокого роста, красота её строгая и величавая. У неё роскошные волосы, и большие широкие открытые глаза. Она всегда советовалась со своей «правой рукой» Минервой, богиней мудрости и искусств, а её «левой рукой» считалась «тёмная» богиня Церера. Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения).
Главные атрибуты этой богини — покрывало, диадема, павлин и кукушка.
1 марта проводились празднества в её честь — матроналии.
Нептун. бог морей и потоков. Один из древнейших римских богов. Позднее был отождествлён с греческим богом Посейдоном. Женой Нептуна считалась богиня Салация. С Нептуном связан праздник нептуналий, который отмечался 23 июля. Праздник справлялся с целью предотвращения засухи. Во время этого праздника строились хижины из листьев.
Морской Нептун почитался людьми, связанными с морем или отправлявшимися в морское путешествие.
Церера.  Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной — покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры — Прозерпина, родившаяся от Юпитера, была похищена богом подземного мира.
Веста. Богиня, покровительница семейного очага и жертвенного огня. По преданию, культ Весты был перенесён Ромулом и Нумой Помпилием в Рим. Построенный Нумой храм её находился в роще на склоне Палатинского холма, напротив форума. В храме этом помещался жертвенник, на котором горел вечный огонь, поддерживаемый жрицами богини — весталками.
Праздник Весты — Весталии праздновался 9 июня, во время праздника римлянки совершали босиком паломничество в храм богини и здесь приносили ей жертвы. В день этого празднества ослы не употреблялись для работы, так как, по преданию, крик осла некогда пробудил богиню ото сна в то время, как ее собирались обесчестить. В скульптурных изображениях, очень редких, впрочем, богиня эта представляется в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом.

о весталках

Веста́лки (лат. virgo vestalis - девы Весты) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы). Весталки освобождались от отцовской власти, имели право владеть собственностью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью. Впереди весталки шёл ликтор, весталки имели право выезжать в колесницах. Если им встречался на пути ведомый на казнь преступник, они имели право помиловать его.
В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме Весты, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана святынь. Плутарх, оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.
Вместе с тем, весталки не стеснялись использовать свои огромные привилегии в личных, узкосемейных целях; причем, делали это достаточно нагло и открыто, и никто не смел им возразить.
http://sf.uploads.ru/t/S0ly1.jpg
Создание института весталок приписывается царю Нуме Помпилию.

«Выбрал он и дев для служения Весте; служение это происходит из Альбы и не чуждо роду основателя Рима. Чтобы они ведали храмовыми делами безотлучно, Нума назначил им жалование из казны, а, отличив их девством и прочими знаками святости, дал им всеобщее уважение и неприкосновенность.» (Ливий, I, 20).

Сервий Туллий довёл число весталок до шести, что осталось неизменным. Когда освобождалась вакансия в коллегии жриц, избиралась новая весталка (в раннюю эпоху — царями, при республике — Великим понтификом) посредством жребия из двадцати девочек.
От кандидаток требовалось:
- патрицианское происхождение;
- возраст от 6 до 10 лет;
- отсутствие физических недостатков;
- проживание обоих родителей в Италии.
Обряд посвящения.
Вновь поступающую в общину весталок вводили прежде всего в атриум храма Весты, где ей обрезали волосы и вешали их как пожертвование на священное дерево, посаженному, по-преданию, в V веке до нашей эры. Затем юную весталку одевали во всё белое, нарекали её именем «Возлюбленная» (лат. Amata), которое прибавлялось к её номену, и посвящали её в новые обязанности.
Избранные весталки выходили из лона семьи и попадали под покровительство верховного понтифика. От обязанности служению Весте девушка могла быть освобождена только по особым семейным обстоятельствам. Одеяние весталок состояло из длинной белой туники, а на голове имелась повязка (лат. infula).
Служба.
Срок службы составлял 30 лет, делившийся равными частями на обучение, непосредственно службу и обучение других (наставничество). По истечении этих лет весталка становилась свободной и могла выйти замуж. Впрочем, последнее случалось крайне редко, так как существовало поверье, что брак с весталкой не приведёт к добру, а кроме того, выходя замуж, бывшая весталка теряла свой уникальный для римской женщины социальный и имущественный статус и становилась обычной матроной, полностью зависимой от мужа, что, разумеется, было ей невыгодно.
Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой (лат. Vestalis Maxima), получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.
Главной обязанностью весталок было поддержание священного огня на алтаре богини Весты. Гасили пламя лишь один раз в году — в первый день нового года; затем вновь зажигали древнейшим способом — с помощью трения дерево о дерево. Затем великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий. Именно этот обряд выступает символом жизни Рима:

"crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex"

то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».

Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход. Помимо этого, каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В 24 году император Тиберий подарил весталке Корнелии на посвящение два миллиона сестерциев.
Наказания весталок
Всё время служения весталки должны были сохранять целомудренный образ жизни, его нарушение строго каралось. Считалось, что Рим не может брать на себя такой грех, как казнь весталки, поэтому их наказывали погребением заживо (на Злодейском поле, лат. Campus Sceleratus, находившемся в черте города у Коллинских ворот на Квиринале) с небольшим запасом пищи, что формально не являлось смертной казнью, а соблазнителя засекали до смерти. Виновную в нарушении обета весталку сажали в наглухо закрытые и перевязанные ремнями носилки так, что не слышно было даже ее голоса, и несли через форум. Все молча давали ей дорогу и провожали ее, не говоря ни слова, в глубоком горе. Для города не было ужаснее зрелища, не было дня, печальнее этого. Когда носилки приносили на назначенное место, рабы развязывали ремни. Верховный жрец читал таинственную молитву, воздевал перед казнью руки к небу, приказывал подвести преступницу, с густым покрывалом на лице, ставил на лестницу, ведущую в подземелье, и удалялся затем вместе с другими жрецами. Когда весталка сходила, лестница отнималась, отверстие засыпали сверху массой земли, и место казни становилось так же ровно, как и остальное. Угасание священного огня считалось для Рима дурным предзнаменованием; разжечь его вновь можно было только трением двух палочек. Если у какой-то весталки огонь угасал, то её бичевал сам Великий Понтифик.
Обвинение весталки в прелюбодеянии не всегда заканчивалось смертью последней; иногда жрицам удавалось оправдаться. В 418 г. до н.э. весталка Постумия оправдалась перед судом и получила предписание в дальнейшем "выглядеть не миловидной, но благочестивой".

руины дома весталок в Риме

http://sf.uploads.ru/t/niQ0F.jpg

статуи Великих Весталок возле дома весталок

http://sf.uploads.ru/t/te1uW.jpg

одна из статуй Великих Весталок

http://sf.uploads.ru/t/FtOMl.jpg

Плутон. Аналог греческому Аиду.

Кроме того, почитались дети Юпитера:
Вулкан (бог огня и засухи)
Вакх, точнее Либер (бог виноделия)
Меркурий (бог путешественников, купцов и воров)
Минерва (богиня мудрости и наук)
Диана (богиня охоты и войны)
Феб (бог охоты и поэзии)
Венера (богиня любви, брака и страсти)

Почиталось и великое множество второстепенных богинь и богов:

часть списка

Беллона (богиня неистовой войны, дочь Марса)
Лупа (богиня-волчица, вскормившая братьев-основателей Великого Рима; охранительница Римского государства и военной силы)
Палес (богиня скотоводства)
Бубона (богиня крупного рогатого скота)
Кардеа (богиня дверей)
Юберта (богиня плодородной земли)
Либитина (богиня смерти и похорон)
Ангития (богиня ядовитых растений и плодов)
Митра (бог-защитник при войне, божество согласия и дружелюбия)
Эскулап (бог врачевания, сын Феба)
Фасцинус (бог-защитник от проклятий и демонов)
Аквилон (бог северного ветра)
Фавоний (бог восточного ветра)
Австр (бог южного ветра)
Эвр (бог западного ветра)
Хиона (богиня снега и льда, дочь Аквилона)
Термин (божество границ)
Янус (божество входов и выходов, концов и начал)
Конс (божество жатвы)
Опа (богиня жатвы и плодородия)
Ферония (богиня жатвы)
Пик (божество полей)
Эвентус (божество урожая)
Сильван (божество лесов)
Пилумн (божество брака)
Пикумн (божество рождения)
Вагитан (божество древних римлян, присутствовавшее при первых криках новорожденного)
Карна (покровительница человеческого тела)
Лаверна (богиня прибыли, покровительница воров)
Кибела (богиня земледелия, лесов и растительности)
Помона (богиня земледелия и садов)
Тривия (богиня лунного света и чародейства)
Люцина (богиня деторождения, дочь Юпитера и Юноны)
Флора (богиня растительного мира)
Салация (морская богиня, жена Нептуна)
Протей (морской бог, сын Нептуна и Салации)
Тритон (морской бог, сын Нептуна и Салации)
Прозерпина (богиня плодородия, дочь Юпитера и Цереры)
Ангерона (богиня таинственных сил, секретов и болезней)
Сол (Солнце)
Луна (Луна)
Аврора (Заря)
Абунданция (Изобилие)
Волупия (Удовольствие)
Фуга (Бегство)
Виктория (Победа)
Кура (Помощь)
Пакс (Мир)
Фебруус (Очищение)
Фатум (Судьба)
Фортуна (Случай)
Фидес (Верность)
Конкордия (Согласие)
Дискордия (Раздор)
Хонос (Честь)
Виртус (Храбрость)
Спес (Надежда)
Пудисития (Стыдливость)
Салюс (Спасение)
Пьетас (Родственная любовь)
Либертас (Свобода)
Клементия (Кротость)
Психея (Душа)
Кармента (Прорицание)
Морс (Смерть)
Сомн (Сон)
Мания (Безумие)
Алгос (Боль)
Апата (Ложь)
Дика (Правда)
Пон (Наказание)
Фурина (Месть)
Павор (Паника)
Тимор (Страх)
Этернитас (Вечность)
Метис (Разум)
Фама (Молва)
Ювента (Юность)
Герас (Старость)
Парки (3 богини судьбы)

Из этого списка следует выделить Беллону.
Белло́на (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение.
Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась дочерью Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира.
В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящён храм, перед которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту церемонию совершал фециал — жрец богини. У задней части храма сенат принимал иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа.
В I в. до н. э. при Сулле из Каппадокии в Рим была привезена статуя каппадокийской (малоазийской) богини Ма, культ Беллоны слился с ее культом и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам участие в нём было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.
Особенно культ Беллоны-Ма одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в III в. н. э. Жрецы богини (лат. Bellonarii — беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры. Они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, и предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).
http://sf.uploads.ru/t/Y0SBe.jpg